Курс - Культура русской деловой речи. Урок 2
Добавил: litgalaxy 05 октября 2016 21:28
Открытое образование.
https://openedu.ru/

Раздел. 1. Современный русский литературный язык как основа профессиональной коммуникации
Тема 1. Сведения о современном русском литературном язык как основе культуры деловой речи

Язык и речь

В основе культуры речи как науки лежит наука о языке – языкознание. Поэтому, для того чтобы уметь говорить грамотно, уместно и красиво на родном языке, владеть речевыми навыками осознанно, уметь анализировать собственную речь и речь окружающих, нам нужно иметь базовые представления о некоторых понятиях языкознания – науки о языке – и языковых нормах. Освещением этих вопросов мы и займемся в первом разделе нашего курса.

Язык и речь как явления тесно взаимосвязаны и, если люди не лингвисты, они часто используют слово язык в значении слова речь, хотя тождества между этими понятиями нет.

Язык – это исторически сложившаяся система знаков, то есть элементов, языковых единиц, которые используются в речи с целью коммуникации. Языковые знаки изучает наука о языке – языкознание, или лингвистика. Система языка имеет несколько уровней, у каждого уровня – свой тип единиц, и единицы каждого уровня изучает свой раздел лингвистики: звуки языка, или фонемы, изучает фонетика, части слов, или морфемы, изучает морфемика, языковые единицы – слова – изучаются с двух точек зрения: лексическое значение слов изучает лексикология, а слова как части речи изучает морфология. На стыке морфемики и морфологии есть еще один раздел науки о языке – словообразование, который занимается изучением того, как части речи образуются при помощи морфем. Единицы последнего языкового уровня – словосочетания и предложения – изучаются разделом лингвистики, который называется синтаксис.

Язык – знаковая система, и это значит, что все языковые единицы – фонемы, морфемы, слова и предложения – знаки. Любой знак имеет 2 стороны: форму и содержание. Например, фонемы на письме обозначаются буквами: буква (графема) А – это форма знака, звук (фонема) [a] – это его содержание. Слово «стол» (любимый пример преподавателя ) как знак имеет в качестве формы написанное или произнесенное слово стол, а в качестве содержания – лексическое значение слова стол, то есть «предмет мебели, представляющий собой столешницу на ножках (одной или нескольких), служащий для еды или письма».

И наконец нам важно понять значение языкового термина грамматика. Этот термин имеет 2 значения: широкое и узкое.

Грамматика в широком значении – наука о форме языковых единиц вообще.
Грамматика в узком значении – морфология (наука о частях речи) + синтаксис (наука о предложении). Поэтому, когда речь идет о грамматических ошибках, то имеют в виду ошибки морфологические и синтаксические. Впрочем, о типах ошибок мы поговорим чуть позже в этом разделе.
Речь – это специфическая человеческая деятельность, реализация тех возможностей, которые содержатся в языке как потенциал; в речи человек использует языковые единицы, осуществляя процесс коммуникации, то есть, попросту говоря, общаясь. Кроме того, речью называют и результат, продукт этой деятельности – текст.

Различение языка и речи как системы знаков и использовании этой системы в процессе общения обусловливает следующие отличия их друг от друга.

1. Язык объективен, он существует вне зависимости от чьего-либо сознания и даже от того, пользуются ли им вообще. Язык может быть «мёртвым», таким, на котором сейчас не говорят, например, латынь, или языки, свидетельства о которых содержат только так называемые памятники, то есть сохранившиеся, может быть, с очень давних исторических времен тексты, которые приходится расшифровывать и восстанавливать языковую систему, чтобы получить о ней представление, в течение долгого времени, десятилетий. Как это было, например, с языком индейцев майа, над загадкой которого бились ученые многих стран в течение нескольких веков и только советский лингвист Юрий Валентинович Кнорозов, посвятивший свою научную жизнь этой проблеме, в 1975 году смог расшифровать расшифровать и опубликовать перевод рукописей майа и описать систему их языка.

Язык принадлежит всем носителям языка, в нём заключён опыт целого народа, в нем отражаются история народа и даже черты национального менталитета и национальной психологии.

Речь же субъективна и индивидуальна, она всегда зависит от конкретного человека, который ее воспроизводит – говорящего или пишущего, она отражает интеллектуально-духовный опыт индивида, уровень его речевой культуры, его вкусы и пристрастия, которые проявляются в отборе языковых средств.

2. Язык абстрактен и идеален, он существует только в виде представлений в сознании людей – носителей языка – и коллективном сознании как система элементов, выстроенных в определенной иерархии.

Речь же конкретна и материальна: в устной форме это комплекс звуков, звуковой ряд, а в письменной – это графический ряд, созданный с помощью различных графических средств – графем (значков, букв, иероглифов и т.д.). Речь линейна, она разворачивается последовательно во времени и пространстве.

К отличительным особенностям речи относятся также её преднамеренность и целеориентированность, она возникает как реакция на события действительности, зависит от конкретной ситуации, создаётся конкретным человеком в конкретных условиях для конкретной аудитории, и потому речь вариативна.

Кроме того, речь не ограничивается только языковыми средствами, она создаётся в том числе с помощью невербальных, несловесных средств – интонации, жестов, мимики, поз и т.д.

Но, несмотря на то, что язык и речь – по сути своей различные явления, они находятся в неразрывной связи, не существуют отдельно друг от друга, а напротив, взаимозависимы и взаимообусловлены. Язык проявляется и реализуется только в речи, а речь в свою очередь также обладает свойством влиять на языковую систему, внося коррективы в языковые нормы.

Роль языкам речи в жизни человеческого общества трудно переоценить: само появление и существование человека неразрывно связано с языком и процессом речи и ими обусловлено.

Поэтому мы можем говорить о функциях языка и речи в человеческом обществе в их единстве.

Выделяют следующие функции.

Вначале 2 главные:

1. Коммуникативная функция: язык и речь – средство общения между людьми.

2. Когнитивная (гносеологическая) функция: язык – это средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям. Это происходит прежде всего, конечно, благодаря текстам: устным преданиям, письменным источникам, аудиозаписям и т.п. – но, кроме того, язык способен фиксировать человеческие представления о мире также и на уровне языковых единиц – лексем. Слова – их лексическое значение, этимология (происхождение) – хранят ценную информацию об истории народа, его обычаях и традициях. Так, например, наличие в русском языке целого класса лексем, описывающих все, что касается лошадей: их масть, типы верховой езды, снаряжение и т.п. – свидетельствует о том, какое огромное значение играли лошади в жизни русского народа. И действительно, часто эти слова уникальны, они могут быть употреблены только при описании лошадей, как, например, прилагательные, обозначающие цвет лошади (масть) – вороной, гнедой, каурый, буланый и т.п.

Но кроме этих двух основных функций есть и другие.

3. Эмотивная функция: речь выражает не только мысли и суждения, но также отражает чувства, отношение говорящего к содержанию речи или собеседникам. Важнейшие средства передачи эмоций – различные средства выразительности – экспрессивно-эмоциональная лексика, особое строение фраз, а также интонация и жесты.

4. Эстетическая функция: речь приобретает эстетическую, художественную ценность благодаря своей форме, особенностям построения. Эта функция особенно важна в художественных и публицистических текстах. Эстетический эффект достигается благодаря особым средствам художественной выразительности – фонетическим, лексическим, синтаксическим, у поэзии есть дополнительные средства: строфическая форма, стопы, рифмы, и т.д.

Некоторые лингвисты выделяют также как отдельные функции следующие:

5. Директивная (побудительная) функция: речь создается для определенного воздействия на адресата. Грамматически это может выражаться повелительным наклонением глаголов (Говори!), а также другими, косвенными средствами (Не могли бы вы мне сказать…).

6. Фатическая (контактоустанавливающая) функция способствует установлению, продолжению или прерыванию коммуникации. В языке для этих целей имеется большое количество фраз-клише речевого этикета, которые используются при приветствии, прощании, извинениях, поздравлении, выражении сожаления или сочувствия и в других типичных ситуациях.

7. Метаязыковая функция: в речи иногда содержатся размышления говорящего о собственной речи, о языке – так называемая языковая рефлексия. Она проявляется в использовании вводных слов и конструкций, которые выражают отношение говорящего к высказыванию, кавычек и т.п. Кроме того, метаязыковую функцию усматривают в любых высказываниях о языке, лекциях по языкознанию, в грамматиках, словарях и т.д.

Однако, выделение этих функций может быть оспорено: директивные и фатические функции – это функции коммуникации, то же касается и метаязыковой функции. Кроме того, научное описание языка – это часть когнитивной функции.
Просмотры (174)  Комментарии (0)  Форум (Обучение)